На автопутешествие по европе. | | . |
Корабли авиационного обеспечения класса "К VI" (Flugsichersschiff Klasse K VI) PDF Печать E-mail
Автор: Александр Прагер   
22.03.2010 21:58

Flugsicherungsschiff (FSS) Hans Albrecht Wedel - корабль авиационного обеспечения "Ганс Альбрехт Ведель".

Тип кораблей авиационного обеспечения
Эти корабли первоначально предназначалось использовать в качестве плавучих баз для поплавковых гидросамолетов. История создания подобных судов относится еще к 1920-м годам, когда они выполняли роль плавучих баз для почтовых самолетов в южной Атлантике. Некоторые из таких ранних кораблей использовал немецкий флот в годы Второй мировой войны.

Корабли этого типа снабжались огромным краном для подъема самолетов на борт, где с ними могли производиться определенные манипуляции: заправка, починка и т.д. Некоторые корабли большего размера снабжались также и катапультой для подъема самолетов в воздух. Корабли авиационного обеспечения активно применялись в норвежских водах в разведывательных операциях над Атлантикой.
К концу войны эти корабли стали использоваться для разных нужд: для сопровождения конвоя или в качестве транспорта.

Класс "К VI"
Корабли этого класса были немного больше по размеру своих предшественников из класса кораблей авиационного обеспечения "К V", имели линейку обозначений "E, K, L, M, N". Было построено только два корабля, строительство третьего - "Германа Келя" (Hermann Köhl) - не было завершено до конца войны. Производство двух остальных было отменено на раннем этапе.

Flugsicherungsschiff (FSS) Hans Albrecht Wedel - корабль авиационного обеспечения "Ганс Альбрехт Ведель".
Обозначение: "К 61" или "К VI E".

Flugsicherungsschiff (FSS) Richthofen - корабль авиационного обеспечения "Рихтхофен".
Обозначение: "K 62" или "K VI K".

Flugsicherungsschiff (FSS) Hermann Köhl - корабль авиационного обеспечения "Герман Кель".
Обозначение: "К 63" или "К VI L".

Flugsicherungsschiff (FSS) Hans Albrecht Wedel - корабль авиационного обеспечения "Ганс Альбрехт Ведель".

FSS Hans Albrecht Wedel
"Ганс Альбрехт Ведель" назван в честь обер-лейтенанта немецкого флота, погибшего в годы Первой мировой войны. Корабль спущен на воду со стапелей в Пиллау 2-го сентября 1940 года. Строительство осуществляла фирма  "F. Schichau-Werft", дальнейшая доработка проводилась в Гамбурге фирмой "Norderwerft". Рабочий номер проекта - 1452. Работы над кораблем шли до 22-го сентября 1941 года, когда он уже был включен в состав флота с бортовым номером "К 61".

Боевой путь
22-го сентября 1941 года корабль подчинили командиру 5-й аварийно-спасательной службы (Север) - Seenotdiensführer 5 (Nord)" - в Норвегии. В августе 1944 года вместе с кораблями авиационного обеспечения "Бельке" (Boelcke), "Грейф" (Greif) и "Гюнтер Плюшев" (Gunther Plüschow) "Ганс Альбрехт Ведель" формирует 81-ю аварийно-спасательную группу (Seenotgruppe 81) с базой на полуострове Буг на острове Рюген (Bug auf Rügen) в Балтийском море.

Flugsicherungsschiff (FSS) Hans Albrecht Wedel - корабль авиационного обеспечения "Ганс Альбрехт Ведель".

14-го октября советские войска развернули крупное наступление на мемельский плацдарм. В то время для поддержки сухопутных подразделений с моря в Балтике действовала 2-я боевая группа Кригсмарине под командованием вице-адмирала Августа Тиля. Поскольку тяжелые крейсеры не могли брать на борт гидросамолеты "Арадо" из-за опасности быть атакованными подводными лодками или авиацией КБФ, эта роль была поручена кораблю авиационного обеспечения "Ганс Альбрехт Ведель".

Потом была операция "Ганнибал" по эвакуации мирного населения и войск из Восточной Пруссии. За один рейс удавалось вывести до 1500 человек, в основном раненых и беженцев. В обратный путь загружались боеприпасы и топливо для все еще сражавшихся войск.
8-го апреля 1945 года в 12:20 в "Ганс Альбрехт Ведель" попадает бомба, сброшенная советским самолетом  авиации КБФ. Это происходит в бухте Данцига, южнее Хельской косы (Hela-Spitze) в районе с координатами 54° 30 и 18° 55. Вовремя подоспевшим кораблям 60-й аварийно-спасательной флотилии удается спасти многих, перед тем, как подбитое судно переворачивается килем вверх. 10 человек спасти не удается.

'Hans Albrect Wedel' принимает на борт беженцев из Кенигсберга.

Технические характеристики FSS Hans Albrecht Wedel
стандартное водоизмещение: 1215 т;
наибольшее водоизмещение: 1375 т;
длина (полная): 83,8 м;
 длина (по ватерлинии): 79,9 м;
ширина: 10,8 м;
осадка: 3,65 м;
экипаж: 66 человек (1+14 на палубе, 15 в машинном отделении, 4 на кухне), из них 8 офицеров;
вооружение: три 37-мм и две 20-мм пушки SK S/30, два пулемета MG15;
самолеты: три гидросамолета;
двигатели:  четыре 12-цилиндровых четырехтактных дизельных двигателя MAN модели W12V30/38 на двух осях;
мощность двигателей: 2200 л.с. (каждый);
максимальная скорость: 21,5 узла;
дальность действия: 4100 морских миль на 16 узлах;
объем топливных баков: 120 т;
кран: производства фирмы "MAN" с грузоподъемностью до 18 тонн и возможностью одновременно поднимать на борт до трех самолетов;
дизельные генераторы: три по 140 кВт, один на 45 кВт;
объем авиационного топлива для заправки самолетов: до 20 тонн.

Печать на документе времен войны. Формально корабли этого класса подчинялись Люфтваффе.
FSS Richthofen
Первоначально планировалось назвать этот корабль "Мельдерс" (Mölders). Строительством корабля занялась в 1940 году фирма F. Schichau-Werft, Pillau. Проект имел рабочий номер 1526. 1-го марта 1942 года "Рихтхофен" спустили на воду со стапелей в Киле.

Боевой путь
В мае 1943 года был включен в состав Кригсмарине с бортовым номером "К 62" и отправлен на испытания в Травемюнде (Travemünde Erprobungsstelle See der Luftwaffe). Летом 1943 года "Рихтхофен" отправляется в район Бискайского залива в распоряжение командира 3-й аварийно-спасательной службы (Запад) - Seenotdiensführer 3 (West)".

Ночью с 14-го на 15-е августа 1944 года "Рихтхофен" вместе с торпедоносцем (Torpedoboot) Т24, минными тральщиками (Minensuchboote) М275 и М385, а также прорывателем минных заграждений (Sperrbrecher) 157 был атакован группой союзных кораблей. В эту группу входили: легкий английский крейсер "Мауритиус" (HMS Mauritius), английский эсминец "Урса" (HMS Ursa) и канадский эсминец "Ирокес" (HMCS Iroquois). Морской бой развернулся южнее Les Sables. В результате боя прерыватель минных заграждений затонул, а оба тральщика получили серьезные повреждения и были вынуждены сесть на мель у берега. "Рихтхофен" не был замечен противником и смог уйти невредимым. Немецкая сторона доложила о затоплении двух эсминцев противника, однако эта информация не подтверждается.

20-го апреля 1945 года "Рихтхофен" интернирован в испанском порту Пасаес (Pasajes), а в декабре 1945 года передан Англии. 16-го марта 1946 года его передали далее Советскому Союзу в качестве репарации.

Технические характеристики FSS Richthofen
стандартное водоизмещение: 1215 т;
наибольшее водоизмещение: 1375 т;
длина (полная): 83,8 м;
длина (по ватерлинии): 79,9 м;
ширина: 10,8 м;
осадка: 3,65 м;
экипаж: 66 человек, из них 8 офицеров;
вооружение: три 37-мм и две 20-мм пушки SK S/30, два пулемета MG15;
самолеты: три гидросамолета;
двигатели:  четыре 12-цилиндровых четырехтактных дизельных двигателя MAN на двух осях;
мощность двигателей: 2200 л.с. (каждый);
максимальная скорость: 21,5 узла;
дальность действия: 4100 морских миль на 16 узлах;
объем топливных баков: 120 т;
кран: производства фирмы Kampnagel Maschinenfabrik (Hamburg-Winterhude) с грузоподъемностью до 18 тонн и возможностью одновременно поднимать на борт до трех самолетов;
объем авиационного топлива для заправки самолетов: до 80 тонн.


Источники:
1. Volkmar Kühn: Der Seenotdienst der deutschen Luftwaffe 1939–1945. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1995;
2. Dieter Jung, Berndt Wenzel, Arno Abendroth: Schiffe und Boote der deutschen Seeflieger 1912–1976. 1. Auflage, Motorbuch Verlag, Stuttgart 1977;
3. Erich Gröner: Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945, Band 7.
4. Прагер Х.Г.: Последний год войны на Востоке. / "Ретроспектива войны на море", выпуск 9.- М.: ЧеРо, 1996;
5.
;
6.
.

Обновлено 06.08.2010 10:52
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2003-2014 WELTKRIEG.RU