Экспериментальный планер-перехватчик Blohm und Voss BV 40 PDF Печать E-mail
02.01.2015 16:40


Первый прототип планера BV 40 - V1.

С января 1943 года начались массовые налёты бомбардировщиков союзников на города Германии. Они летели в тесном строю, известном как "боевой ящик", обеспечивая взаимную поддержку огнем бортовых пулеметов. Немецкие истребители с трудом преодолевали заслоны истребителей сопровождения и оборонительный огонь бомбардировщиков, несли тяжелые потери. Задача борьбы с бомбардировщиками союзников встала для Германии на первое место. В её решение были вовлечены многие конструкторские коллективы, представившие свои, подчас весьма оригинальные проекты.

Компанией Blohm und Voss был представлен планёр-перехватчик BV 40. Организатором проекта был директор авиапромышленного отдела компании Blohm und Voss, доктор-инженер Ричард Фогт. Ход мыслей доктора Фогта складывался следующим образом: из опыта воздушных боёв известно, что лобовые атаки имеют больше шансов на успех, так как огонь бомбардировщика в переднюю полусферу слабее, чем в тыл. Во время атаки истребитель, например FW 190, является весьма заметной целью, его лобовая проекция - около 1,5 м². Чтобы радикально уменьшить "лоб" перехватчика следовало убрать двигатель, а летчика переместить в горизонтальное положение. Фогт предложил RLM (Reichsluftministerium, Рейхсминистерство авиации) идею безмоторного планера-перехватчика, выполненного из недефицитных материалов и поднимаемого на боевую высоту обычным истребителем. Проект получил одобрение и предварительное обозначение Р186.

Первоначально планер-перехватчик предполагалось вооружить одной пушкой калибра 30 мм. Если пушечная очередь не достигнет цели, то Р186 должен был таранить цель крылом! Кроме того, при наличии запаса высоты и скорости планер мог взмыть вверх и на следующий бомбардировщик сбросить "Герат шлинге" (петлевой снаряд) - кабель с небольшим зарядом взрывчатки. После необходимых расчетов оставалась только одна лобовая атака, притом довольно скоротечная. Поэтому было решено установить две 30-мм пушки MK 108. Два ствола обеспечивали куда большую плотность огня. Боезапас решили ограничить 35 выстрелами на ствол - большее количество сложно расстрелять за одну единственную атаку.

Конструктивно Р186 представлял собой свободнонесущий высокоплан классической схемы. Планер изготавливался из недефицитных материалов, а конструкцию старались сделать максимально простой и дешёвой. Предполагалось, что строить его будут обычные слесари, сварщики и столяры, не знакомые с авиационным производством. Особое внимание уделили защите пилота. Спереди он прикрывался бронестеклом толщиной 120 мм и 20-мм броневым листом. Небольшие боковые иллюминаторы со сдвижными бронестворками имели бронестекло толщиной 50 мм. Боковые поверхности кабины и сбрасываемая верхняя панель изготавливались из брони толщиной 3 мм. Дно кабины закрывалось 5-мм, а ноги пилота - 8-мм броней.

Небольшая средняя часть фюзеляжа изготавливалась из жести и стальных профилей и собиралась на заклёпках. Хвостовая часть изготавливалась из дерева, имела фанерную обшивку и крепилась к средней части на болтах. Прямое крыло имело цельнодеревянную конструкцию, состоящую из главного лонжерона, двух вспомогательных (переднего и заднего) и фанерной обшивки. Примерно на полуразмахе у крыла резко менялся профиль, от 17,7% в средней части, на 12.7% на внешних частях. Элероны имели деревянный каркас и фанерную обшивку. Планер имел довольно значительную нагрузку на крыло - около 115 кг/м², что потребовало при посадке применять эффективный закрылок. При нормальной посадке закрылок отклонялся на 50°, а в экстренном случае его можно было отклонить на все 80°. Крыло крепилось к металлическому фюзеляжу четырьмя болтами. Хвостовое оперение - классической схемы, с подкосным деревянным стабилизатором. Руль высоты не имел триммера, вместо этого сделали переставной стабилизатор. Стабилизатор мот отклоняться в пределах ±4,5°.


Планер BV 40 в заводском дворе.

Взлетно-посадочные устройства состояли из взлетной двухколесной сбрасываемой тележки, выдвижной лыжи и хвостового подрессоренного костыля. Сам взлет предполагалось выполнять при помощи троса длинной 30 м, на буксире за истребителем Bf 109G или FW 190. Две пушки MK 108 устанавливались под корневыми нервюрами крыла и прикрывались жестяными капотами. Вместо прицела на лобовом стекле наносилось прицельное перекрестье. Планер имел минимально необходимый набор летных приборов. Причем компас был вынесен за пределы стальной кабины, потому что внутри он не работал. Имелось также переговорное устройство, которое с помощью провода соединялось с самолетом-буксировщиком. Упрощенная кислородная система состояла из баллона, редуктора и кислородной маски.

Макет планера-перехватчика Р186 был готов осенью 1943 года, после чего его показали комиссии RLM. Проект был одобрен и получил официальное обозначение BV 40. В декабре 1943 года были заказаны шесть опытных образцов. Для уменьшения массы первые четыре машины - V1, V2. V4 и V5 имели облегчённое бронирование и только одну пушку. V3 использовался для статических испытаний Опытные образцы имели бортовые обозначение от PN+UA PN-UF.

Первый полет V1 был выполнен 6 мая 1944 года. Буксировщиком служил Bf 110. По результатам полета пилот доложил, что устойчивость и управляемость планера в полете нормальные, в том числе и в турбулентном воздухе, за буксировщиком. Были некоторые замечания к процессу взлета. Планер доработали - для большей устойчивости на разбеге увеличили колею взлётной тележки и снизили давление в колесах.

Второй полет был выполнен 2 июня 1944 года с аэродрома в Венцендорфе. Планёр отцепился от буксировщика на высоте 800 м и скорости 240 км/ч. Во время полета скорость плавно уменьшили до 150 км/ч. Управляемость была в норме, но при достижении скорости 140 км/ч планер неожиданно свалился на крыло и рухнул на границе аэродрома. Несмотря на этот инцидент, испытания продолжились. Второй прототип V2 выполнил два полёта 5 июня. Замечаний не было. Через три дня сделали ещё два полёта, в которых отцепку выполнили на высоте 2200 м. Была достигнута скорость 330 км/ч. Снова существенных проблем замечено не было.

Вскоре в испытания включился четвертый прототип V4, который был сильно поврежден во время посадки, после одного из полетов. Его заменил пятый образец. Шестой прототип V6 27 июля был отправлен из Штада в Венцендорф на буксире за Bf 110. Это был первый относительно длительный перелет. После посадки пилот доложил, что перелет оказался весьма утомительным. Долго лежать на животе, упираясь подбородком в упор, было очень тяжело.


Схема планера BV 40.

По итогам 19 испытательных полетов был сделан вывод, что на высоте 2000 м достигается скорость 470 км/ч, устойчивость и управляемость планера хорошие. Предполагалось, что в пикировании можно будет достичь скорости 900 км/ч, но испытания больших скоростей решили отложить до конца лета 1944 года. RLM выдал заказ на сборку 20 единиц BV 40 со сроком готовности к марту 1945 года, с дальнейшим развертыванием серийного производства с темпом 10 планеров в месяц.

Техническое управление также запланировало усовершенствование BV 40. Хотели уменьшить площадь элеронов, чтобы исключить флаттер, установить ракетный или пульсирующий двигатель, снабдить планер мелкими (для борьбы с бомбардировщиками) или наоборот - крупными (для ударов по наземным целям) бомбами, переделать его в управляемую бомбу или использовать в качестве буксируемого топливного бака. Война резко вмешалась в заготовленные планы, как это часто случалось. В октябре 1944 года 14 недостроенных планеров были уничтожены на заводе во время налета авиации союзников и программа была закрыта.

 

Летно-технические характеристики BV 40:
экипаж - 1 человек;
размах крыла - 7,9 м;
длина - 5,7 м;
площадь крыла - 8,25 м²;
масса пустого - 840 кг;
взлетная масса - 950 кг;
нагрузка на крыло - 115 кг/м²;
площадь лобовой проекции кабины - 0,6 м²;
максимальная скорость буксировки - 555 км/ч;
скорость планирования с максимальным качеством - 300 км/ч
максимальная скорость в пикировании (расчетная) - 900 км/ч;
время набора высоты 7000 м при буксировщике Bf 109G (расчетное) - 12 минут;
вооружение - две 30-мм пушки MK 108;
боезапас - 35 выстрелов на каждую пушку.


 

Источники:
1. "Воздушная экзотика. Планер-перехватчик фирмы 'Блом унд Фосс' BV40" К. Кузнецов, "Моделист-конструктор" № 11'2014.

 

Комментарии:

Обновлено 03.01.2015 19:24
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

document.write("