Легкие танки Vickers Mk I, Mk II и Mk III PDF Печать E-mail
25.01.2015 12:55


Британский легкий танк Mk III в Палестине в 1936 году.

Среди многообразии образцов бронетанковой техники, появившейся в 1920-е годы стараниями фирмы Carden-Loyd наибольшей популярностью на мировом рынке пользовались танкетки, ставшие прародительницами этого класса боевых машин по всему миру. Менее известны легкие танки опытных серий А4 и А5. Помимо того, что эти машины оснащались различными типами ходовой части, отличались формой корпуса и башни, на одном и том же танке в разное время мог использоваться разный тип подвески. В 1928 году фирма Carden-loyd была поглощена корпорацией Vickers — крупнейшим производителем бронетанковой техники не только для британской армии, но и на экспорт.

В следующем 1929 году был разработан легкий танк, предназначенный для разведки и получивший заводское обозначение Carden-Loyd Mk VII. Военное ведомство присвоило ему маркировку А4Е1. Легкий танк весом около 2500 кг очень походил на двухместную танкетку, только с башней. Корпус клепаной конструкции имел каркас из уголков, на который при помощи болтов и заклепок крепились бронелисты толщиной 4-9 мм. Верхний лобовой бронелист устанавливался под небольшим углом наклона. Трансмиссию разместили спереди, боевое отделение по центру, моторное — сзади. Экипаж танка состоял из двух человек - командира-пулеметчика и механика-водителя. Вооружение состояло из одного пулемета Vickers калибра 7,7 мм, установленного в низкой башне цилиндрической формы со скошенными по бокам бронелистами.

Ходовая часть A4E1 состояла из четырех опорных катков и трех поддерживающих роликов на каждый борт, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Все колеса, кроме ведущих, оснащались резиновыми бандажами. Опорные катки были смонтированы попарно на листовых рессорах. Для усиления жесткости обе тележки были соединены продольной балкой. Силовая установка танка представляла из себя автомобильный бензиновый двигатель Meadows мощность 60 л с.

Проведенные в 1929 году полевые испытания легкого танка Mk VII показали его преимущества перед танкеткой. Танк обладал хорошей скорость, а башня обеспечивала круговой обстрел. Из недостатков была отмечена теснота башни и корпуса, а также неудачное размещение пулемета, из-за чего тот сильно перегревался.

Продолжение работ по легким танкам привели к созданию нескольких опытных машин серии А4. В октябре 1930 года появился улучшенный прототип Carden-Loyd Mk VIII или А4Е2. Его ходовая часть состояла из четырех сблокированных попарно опорных катков, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Для амортизации также использовались листовые рессоры. Эта подвеска использовалась и на последующих образцах боевых машин. Моторно-трансмиссионное отделение передвинули вперед, из-за чего корпус стал длиннее. Масса танка возросла до 4800 кг. Данный образец предназначался для отработки ходовой части, поэтому от установки башни отказались, используя получившийся самоходный лафет для испытаний спаренной установки пулеметов "Виккерс" калибра 12.7 мм.


Танк Mk III.

Затем были собраны еще три машины, получившие (как и А4Е2) официальное обозначение "прототипы легкого танка Mk I" (Light Tank Мк I prototypes): А4ЕЗ, А4Е4 и А4Е5. Они имели массу отличий между собой. Так, на А4ЕЗ вновь появилась цилиндрическая башня — теперь со скошенной лобовой частью, А4Е4 получил первоначально привычную подвеску с листовыми рессорами, вскоре замененную на подвеску Хорстманна с горизонтальной пружиной (т.н. "ножницы"), а на А4Е5 с высокой башней подвеска Хорсманна использовалась с самого начала.

Дальнейшие испытания показали, что машины имеют недостаточную бронезащиту. Исправить этот недостаток постарались в следующей модификации - А4Е6. Корпус нового танка был сильно переделан, хотя компоновка осталась прежней. Передние бронелисты толщиной 6-8 мм расположили под другими углами наклона, это повысило их пулестойкость при обстреле из пулемета калибром до 12.7 мм. Была увеличена высота подбашенной коробки. Боковые бронелисты также получили значительные углы наклона. Экипаж оставался прежним — два человека. Вооружение, состоявшее из 7,71-мм пулемета Vickers с бронированным кожухом, располагалось в одноместной башне. Наблюдение велось через смотровые щели, защищенные бронестеклом. Опытный образец А4Е6 вызвал интерес у военных, хотя башня все еще были слишком тесной. Эта машина, и последующие четыре образца (А4Е7, А4Е8, А4Е9 и А4Е10) были приняты на вооружение под маркой "прототипы легкого танка Mk IA" (Light Tank Mk IA prototypes).

На машине А4Е8 увеличили башню и изменили ходовую часть (использовали систему Хорстманна). Именно эта модификация была запущена в серию, как легкий танк Mk II. Что касается других опытных моделей, то А4Е6 отличался улучшенной формой корпуса, машины А4Е7 и А4Е9 были собраны с таким же корпусом, как у А4Е4, но у них была высокая башня и рессорная подвеска. А4Е8 был оснащен подвеской "двойные ножницы", а А4Е10 имел два пулемета в своей башне (сверху добавили 12,7-мм "Виккерс") и толщину брони до 18 мм. В серию машины образцов Mk I и Mk IA запущены не были, их использовали как опытные или для обучения экипажей.

Кроме 10 танков моделей Mk I и Mk IA на базе легкого танка А4Е2 был построен бронетранспортер для артиллерийских наблюдателей - Artillery Observers Car D5E1 (номер МТ9649). Лобовой бронелист корпуса имел большие углы наклона. Экипаж состоял из наблюдателя и механика-водителя. Вооружение отсутствовало.

Дальнейшие опытные образцы легких танков выгодно отличались новой четырехгранной (в форме усеченной пирамиды) башней Mk I. Первыми тремя прототипами легкого танка Mk II стали A4E13 (с прямоугольной башней). А4Е14 (с передачей Armstrong-Siddely), А4Е15 (танк А4Е13 с двигателем Rolls-Royce и коробкой передач Wilson). Все танки оснащались подвеской системы Хорстманна ("двойные ножницы"). Ходовая часть полностью бралась от А4Е8 и состояла из двух тележек с подвеской Хорстманна на каждый борт, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Тележка состояла из двух опорных катков. Упругим элементом была горизонтальная винновая пружина. Опорные катки и ролики имели резиновые бандажи. Корпус был клепаным, впереди располагалось моторнотрансмиссионное отделение, а боевое - сзади. Двигатель Meadows заменили на Rolls-Royce мощностью 66 л.с. с коробкой передач Wilson. Лобовые и бортовые бронелисты, установленные также под наклоном, имели толщину 10 мм. Экипаж танка — два человека. Вооружение - один пулемет Vickers калибра .303 (7,71 мм) в новой четырехгранной башне. Пулемет имел углы наводки от -3 гр. до +20 гр. в вертикальной плоскости.


Легкий танк Mk IIB 6-й австралийской кавалерийской дивизии в Египте в 1941 году (слева) и легкий танк Mk III (справа).

Опытный танк А4Е13 в 1930 году был отправлен на ходовые испытания. За ним последовали незначительно модернизированные образцы А4Е14 и А4Е15, после чего эта версия танка была принята на вооружение. За 1931 год фирма Vickers-Armstroog изготовила 12 танков модификации Mk II. Еще четыре таких машины выпустил Королевский Арсенал. Большая часть из них использовалась Королевским Танковым Корпусом по прежнему для учебных целей. Один из серийных Mk II переделали в плавающий. Для этого с боков установили поплавки, а сзади — подвесной лодочный мотор. Испытания танка в Портсмуте и на острове Хэйлинг показали неплохие результаты, но из-за небольшой скорости на плаву танк признали слишком уязвимым. На этом же танке затем испытывали усовершенствованную подвеску Хорстманна "четверные ножницы" с наклонными пружинами. Следующими стали А4Е16, А4Е18 — прототипы Mk IIA. Машина А4Е17 была прототипом Mk IIB.

В течении следующих месяцев 1932 года прототипы были отправлены в серийное производство. Танки новой модели отличались регулируемыми жалюзи по бортам и двухстворчатым люком командира вместо сдвижного. На Mk IIB сперва поставили подвеску Хорстманна "двойные ножницы", но вскоре заменили на "четверные ножницы". Вместо трех поддерживающих роликов стали использовалось два. Танк дополнительно получил радиостанцию. Кроме того улучшили систему охлаждения двигателя, два топливных бака заменили на один, изменили бронировку кожуха пулемета и установили удлиненный глушитель. Всего было собрано 50 машин - 29 танков Mk IIA выпустил Королевский Арсенал, еще один заказ на 21 машину выполнил завод Vickers Armstrong в Вулвиче. Мировой экономический кризис заставил англичан ограничиться такими объемами производства.

Некоторые особенности имела разработанная для колониальных войск в Индии модификация Mk IIB Indian Pattern. На этих танках стояли двигатели Meadows ЕРТ мощностью 88 л.с., кроме того на крыше основной башни была смонтирована небольшая командирская башенка.

В начале 1933 года появилась новая версия - Mk III. Объем корпуса увеличился, как и толщина брони (лобовая до 13 мм). Башня также претерпела ряд изменений. Высота осталась прежней, но размеры уменьшились. Верхний бронелист башни изменили, установив его под небольшим наклоном. Позднее, уже в процессе эксплуатации часть танков получила 12.7-мм пулемет Vickers. Масса Mk III увеличилась до 4506 кг, но ходовые характеристики не изменились. Танки Mk III собирались на Королевском арсенале в городе Вулвич. До 1937 года было построено 42 танка этой модификации. Параллельно с производством новых танков проходила модернизация более ранних моделей. Так, несколько ранних Mk II оборудовали башнями с жалюзи, а часть Mk IIB получила подвеску "четверные ножницы".

Танки Mk IIB Indian Pattern использовались в Индии для подавления восстаний местного населения. На вооружении они оставались до 1942 года, когда из метрополии начали прибывать новые машины. Несколько танков были задействованы на Ближнем Востоке. В середине 1930-х годов британская администрация в Палестине запросила бронетехнику у метрополии для борьбы с бандами экстремистов (евреев и арабов).

В начале Второй мировой войны англичанам пришлось защищать Египет от итальянского наступления из Ливии. В составе 7-й бронетанковой дивизии, действовавшей на североафриканском театре имелось около десятка легких танков модификаций Mk IIB и Mk III. Сперва их использовали только как учебные, но после прибытия немецкого Африканского корпуса в начале 1941 года, в бой отправили и эти машины. Сколько из них было потеряно точно неизвестно, но к середине 1941 года ни одного целого Mk IIB и Mk III не осталось.

Отдельные танки Mk II IP участвовали в оккупации Ирана. В августе 1941 года в это страну были введены английские и советские войска. Территорию Ирана разделили между Великобританией и СССР. В ходе войны почти все танки Mk II и Mk III были потеряны или утилизированы.


Общий перечень построенных опытных и серийных танков.

Особняков в линейке легких танков стоял A5E1 - опытный образец с увеличенной толщиной брони и усиленной подвеской. Он был разработан фирмой Vickers в 1930 году. В этой модели использовалась ходовая часть Vickers 6-тонного и корпус танка Mk II. Шасси A5E1 имело вместо четырех опорных катков целых восемь. Тележки состояли из двух катков, сгруппированных попарно. Каждый блок подвешивался на кронштейне с бронированным кожухом для защиты листовых рессор. Поддерживающих роликов было три на каждый борт. Размещение моторнотрансмиссионного и боевых отделений осталось прежним. Корпус был расширен для установки двухместной башни, соответственно экипаж увеличивался до трех человек. Бронирование оставалось слабым: башня и лоб корпуса - 9 мм, корма - 7 мм, крыша и днище - по 4 мм. Вооружение усилили за счет дополнительного 7,71-мм пулемета Vickers. На танк был установлен бензиновый двигатель Meadows EST мощностью 85 л.с. Масса машины составила 4500 кг. Прототип трехместного легкого танка А5Е1 (Vickers Carden-Loyd 3-man light tank) был испытан в конце 1930 года. Ничего выдающегося он из себя не представлял и вскоре был отправлен в металлолом.

 

Тактико-технические характеристики:

Модификация Mk I Mk II / Mk IIA Mk III
Боевая масса 4800 кг 4250-4332 кг (Mk IIA) 4506 кг
Экипаж 2 чел. 2 чел. 2 чел.
Длина 4010 мм 3557 мм (Mk IIA) 3646 мм
Ширина 1850 мм 1832 мм (Mk II) 1852 мм
Высота 1700 мм 1841 мм 1841 мм
Вооружение 1 х 7,71-мм пулемет "Виккерс" 1 х 7,71-мм пулемет "Виккерс" 1 х 7,71-мм пулемет "Виккерс" или
1 х 12,7-мм пулемет "Виккерс"
Бронирование 14 мм лоб, борт и корма,
14 мм башня, 4 мм крыша,
4 мм днище
13 мм лоб и борт, 10 мм корма,
13 мм башня, 10 мм крыша,
6 мм днище
13 мм лоб и борт, 10 мм корма,
13 мм башня, 10 мм крыша,
6 мм днище
Двигатель Meadows 6 EPC,
бензиновый,
6-цилиндровый,
мощностью 56 л.с.
Rolls-Royce,
бензиновый,
6-цилиндровый,
мощностью 66 л.с.
Rolls-Royce,
бензиновый,
6-цилиндровый,
мощностью 66 л.с.
Ходовая часть
(на один борт)
4 опорных катка,
3 поддерживаюзих ролика,
переднее ведущее,
заднее направляющее
4 опорных катка,
2 поддерживаюзих ролика,
переднее ведущее,
заднее направляющее
4 опорных катка,
2 поддерживаюзих ролика,
переднее ведущее,
заднее направляющее
Скорость (по шоссе) 51-56 км/ч 48-52 км/ч 48-52 км/ч
Запас хода (по шоссе) 257,5 км 150 км 150 км

 


 

Источники:
1. "Арсенал Коллекция", №4'2014.

 

Комментарии:

 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

document.write("