Бой у Калабрии (Пунто-Стило) 9 июля 1940 года PDF Печать E-mail
12.01.2015 19:27


Тяжелый крейсер "Zara" ведет огонь в бою у Пунто-Стило.

В начале Второй мировой войны итальянский флот насчитывал в своем составе всего два линкора - "Conte di Cavour" и "Giulio Cesare". Остальные четыре корабля "Littorio", "Andrea Doria", "Caio Duilio" и "Vittorio Veneto" находились на морских заводах, проходя молернизаиию или достраиваясь. Крейсерская эскадра имела 19 вымпелов, еще 12 только строились. Англичане и французы на тот же момент держали в Средиземном море несравненно большие силы - 11 линейных кораблей, три авианосца, около двух десятков крейсеров. Выход Франции из войны в 1940 году не намного улучшил положение итальянцев на этом театре военных действий.

Флоты противоборствующих сторон имели следующую дислокацию на момент вступления Италии в войну 11 июня 1940 года. Английские корабли стояли в Гибралтаре и Александрии, французские - в Тулоне, Марселе и алжирских портах. Итальянцы располагали удобными местами для базирования в Неаполе и Таранто. Тобрук был пригоден только для стоянок патрульных кораблей и эсминцев. Додеканезские острова отпадали, так как греческие воды не сохранили статуса нейтральных. В Массауа в Красном море стояли лишь устаревшие эсминцы и несколько подводных лодок.

Трезво оценивая свои силы начальник Генерального Морского штаба Италии адмирал Каваньяри не спешил ввязываться в драку, несмотря на директиву Муссолини "активно наступать как в Средиземном море, так и за его пределами".

Вечером 6 июля 1940 года из Неаполя в Ливию вышел итальянский конвой, в составе которого было пять войсковых транспортов. Это были транспорты "Esperia", "Calitea", "Магсо Foscarini", "Vittorio Pisani" и "Francesco Barbaro". Они должны были доставить в Ливию более двух тысяч солдат с оружием и боеприпасами, три сотни бронемашин и 16 тысяч тонн военного снаряжения. Конвой непосредственно охраняли шесть эскадренных миноносцев. Ближнее прикрытие состояло из четырех эсминцев типа "Scirocco" и двух легких крейсеров - "Giovanni delle Bande Nere" и "Bartolomeo Colleoni" под флагом контр-адмирала Фернандо Кассарди.

В ночь с 6 на 7 июля подводная лодка "Beilul" доложила о крупном соединении английского флота с линкорами и авианосцем. После этого известия из базы в Таранто вышли оба линкора "Conte di Cavour" и "Giulio Cesare", к которым вскоре присоединились и остальные корабли. В свою очередь обнаруженные итальянцами британские корабли также выполняли задачу по охране конвоя с острова Мальта в Александрию. 8 июля этот конвой подвергся налету итальянской авиации. Весьма скромные результаты ограничились единственным попаданием бомбы в ходовой мостик легкого крейсера "Gloucester". Штурманский пост был разрушен, погибло 18 членов экипажа, среди которых оказался и командир корабля.


Корабли английской эскадры во время стоянки на Мальте в 1939 году. Ближний ряд, ближний корабль — линкор "Warspite", далее: плавбаза эсминцев "Woolvich", тяжелый крейсер "Shropshire", тяжелый крейсер "Devonshire". Дальний ряд: линкор "Barham" и легкий крейсер "Liverpool".

В тот же день разведка донесла командующему британской эскадрой Каннингхему, что в море, по всей видимости, вышел весь итальянским флот. Английский адмирал полагая, что перехватить итальянцев ему будет удобно при возвращении их в свои базы, направился прямо на Таранто. Расшифровав английские радиопереговоры, итальянцы разгадали их замысел. Адмирал Кампиони отправил в штаб донесение о своем желании двигаться навстречу эскадре Каннингхэма и вступить с ней в решительный бой. В ответ на это был получен приказ - соблюдать осторожность и воздержаться от опрометчивых действий, ждать пока английский флот не приблизится к зоне действия бомбардировщиков, чтобы можно было сначала потрепать неприятеля атаками с воздуха. Тем временем от самолетов-разведчиков Каннингхем уже получил исчерпывающие данные о координатах, курсе и скорости итальянского флота.

Ночью Кампиони получил из штаба новые разведданные о противнике. Согласно радиограмме, в составе английской эскадры насчитывалось три линкора, авианосец, пять крейсеров и два десятка эсминцев. Тремя группами эти силы приближались к побережью Италии. На следующее утро над итальянской эскадрой снова появились английские гидросамолеты. Вызвать истребители из Мессины не получалось. Следом прилетел "Swordfish" авианосного базирования. Стало ясно, что менее чем в 80 милях от итальянской эскадры в море ходит неприятельский авианосец. С катапульты флагманского "Giulio Cesare" итальянцы запустили своего разведчика - поплавковый биплан "Rosetti.43", но обнаружить английскую эскадру не получилось.

Около часа пополудни 9 июля к тяжелым крейсерам "Pola", "Fiume", "Gorizia" и "Zara" с юго-востока подошли девять торпедоносцев "Swordfish", завязался бой. Впрочем, стрельба оказалась безрезультатной с обеих сторон. Ошибкой англичан было разделиться для атаки возможно большего количества кораблей, - вместо того, чтобы сосредоточить усилия эскадрильи против одной цели. Выпустив торпеды мимо цели, "Swordfish" повернули на обратный курс.

Первый визуальный контакт между британской и итальянской эскадрами состоялся в 15 часов по английскому времени. За час до этого штаб снова напомнил Кампиони избегать решительного боя и заманивать британские корабли к берегу - под удар бомбардировщиков и подводных лодок. Пять итальянских субмарин уже были развернуты на позициях в координатах 37°50' северной широты и 17°40' восточной долготы.

Сразу после визуального контакта с противником легкие крейсера "Giuseppe Garibaldi" и "Luigi di Savoia Duca degli Abruzz" развернувшись во фронт и открыли огонь. Ответный залп прозвучал в 15:12. Четыре британских крейсера "Orion", "Neptune", "Liverpool" и "Sydney", приняв легкие крейсера за тяжелые, обрушили на них град снарядов своих шестидюймовых пушек. Вскоре к месту разгоравшегося боя подошли еще четыре итальянских легких крейсера - "Eugenio di Savoia", "Emanuele Filiberto Duca d'Aosta", "Muzio Attendolo" и "Raimondo Montecuccoli". Тем временем эскадра Кампиони продолжала продвигаться на север.


Линкор "Conte di Cavour" ведет огонь по английской эскадре в бою у Пунто-Стило. Фотография сделана с линкора "Giulio Cesare".

Шедший впереди британский линкор "Warspite" вступил в артиллерийскую дуэль с "Raimondo Montecuccoli". Итальянские крейсера отвернули, поставив дымовую завесу. Сделав еще несколько залпов "Warspite" лег на широкую циркуляцию, поджидая другие линкоры его соединения. Вскоре своего флагмана догнала однотипная с ним "Malaya", но третий британским линкор безнадежно отстал.

Огневой контакт линейных сил возобновился в 15:53. Две эскадры шли почти параллельными курсами, плавно сближаясь. Линкору "Warspite" быстро удалось добиться первого попадания по итальянскому флагману "Giulio Cesare", хотя такая дистанция стрельбы была для него предельной. "Malaya" в это время вел дуэль с линкором "Conte di Cavour", попаданий не было. Оценивая эффективность огня противника, британцы отмечали, что итальянские канониры стреляли очень далеко, но не метко. Лишь один залп кучно лег слева по носу линкора "Warspite" - на расстоянии около двух кабельтовых.

Всего через шесть минут после открытия огня 381-миллиметровый снаряд с "Warspite" попал итальянскому флагману в центр корпуса - под вторую трубу. Оранжевая вспышка пламени при разрыве была отчетливо заметна даже с огромного расстояния в 130 кабельтовых. Из пробоины повалил густой черный дым, была вскрыта стенка дымохода. Снаряд через две палубы пролетел бортовой каземат и взорвался в унтер-офицерском кубрике, встретив на своем пути бронированную переборку. Была уничтожена зенитная установка вместе со всем расчетом, в каземате и кубрике у артиллеристов запылал пожар. Дым от пожара через систему вентиляции попал в котельные отделения, и кочегары начали в панике покидать свои отсеки. Четыре котельных отделения были заполнены дымом, в результате чего скорость "Giulio Cesare" упала до 20 узлов. Адмирал Кампиони принял решение вывести пострадавший линкор из боя.

"Conte di Cavour" и тяжелые крейсера продолжали перестрелку с англичанами, а легкие силы итальянской эскадры поставили плотную дымовую завесу. Затем под прикрытием этой завесы и торпедной атаки эсминцев линкор "Conte di Cavour" с тяжелыми крейсерами вышли из боя. Английский линкор "Malaya" обрушил в след за отступающими еще четыре залпа со значительным недолетом, причем из всех калибров. В 16:08 он также прекратил огонь.

Дольше всех в огневом контакте с британскими кораблями держались итальянские тяжелые крейсера - "Zara", "Pola", "Fiume", "Bolzano", "Trento" и "Gorizia". В 16:05 "Bolzano" получил повреждение руля. Британский снаряд взорвался при ударе о воду, но три крупных осколка пробили борт крейсера в корме и заклинили рулевые приводы в положении "лево на борт". Крейсер выпал из строя и описал широкую циркуляцию. Положение спас очередной близкий разрыв, который и освободил зажатый рулевой привод, вернув кораблю способность нормально двигаться. Это пришлось очень кстати - в 16:10 колонну тяжелых крейсеров атаковали три звена британских торпедоносцев "Swordfish". Их главной целью стал "Bolzano", находившийся вне строя. Однако, на этот раз рулевое управление восстановилось и крейсер спокойно и верно уклонялся от ударов. Самолеты ушли, сбросив свои торпеды мимо цели.


Линкор "Giulio Cesare" в бою у Пунто-Стило. Фотография сделана с линкора "Conte di Cavour".

Итальянская эскадра во время отступления попала под налеты своей авиации. Атаки продолжались покуда эскадра не вступила в Мессинский пролив. Только там летчики, наконец, правильно поняли гневную радиограмму адмирала и перестали преследовать свои корабли, переориентировавшись на англичан. Каннингхем не решился преследовать итальянцев через дымовую завесу, опасаясь торпедных атак и ударов береговой авиации.

Итальянская эскадра уходила в Таранто. Англичане шли в Александрию, по пути отражая атаки с воздуха. Во время одного из налетов вода вокруг "Warspite" просто бурлила от падающих в нее бомб - только близких разрывов британские моряки насчитали 36 штук, но снова обошлось без прямых попаданий. Зато пять итальянских бомбардировщиков были сбиты зенитной артиллерией эскадры и двумя истребителями "Sea Gladiator", поднятыми с палубы авианосца "Eagle".

По незначительным результатам этого морского сражения итальянские корабли "Giulio Cesare" и "Bolzano" на некоторое время были отправлены в ремонт. А Первый Лорл Британского Адмиралтейства заявил Каннингхему, что итог операции не стоил того топлива, что потратили корабли на этот поход.


 

Источники:
1. ...И один снаряд "в море воин"; Мозговой М., Самченко С., "История корабля", № 02'2005.

 

Комментарии:

Обновлено 12.01.2015 19:35
 

Поиск

Вконтакте

Информация

Проект "ВЕЛЬТКРИГ" является военно-историческим интернет-ресурсом. Мы не пропагандируем политические взгляды и/или идеологии! Информация публикуется исключительно в образовательных целях.

Copyright © 2003-2015 WELTKRIEG.RU
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

document.write("